История

«Была война – свистели пули...»

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Автор: Н. АЛЕКСАНДРОВА. 21.09.2018 05:57

22 сентября в Украине отмечается День партизанской славы

В Чугуеве уже не осталось в живых людей, которые в годы Второй мировой войны принимали участие в партизанском движении. Однако в этот день нам есть о ком вспомнить. В архивах газеты «Новости Чугуева» хранится много материалов о чугуевцах, которые сражались на фронтах и в подполье, переживали трудности и лишения в тылу. В 2002 году героиней нашего рассказа была жительница Чугуева, уроженка Беларуси, Ольга Степановна Гончарова – активная участница партизанского движения. Общение с этой мудрой женщиной в душе оставило теплые воспоминания.

Ольга Степановна всегда эмоционально рассказывала о пережитом в годы войны. День Победы для нее был святым и самым важным праздником. Она со слезами на глазах вспоминала незабываемый день мая 1945 года: «Когда мы узнали о Победе, все радовались, эмоции переполняли. Мы были счастливы, что весь этот кошмар остался в прошлом. Плакали от счастья, что победили, и от боли о разрушенных судьбах, о потерянных родных и близких. Совершенно незнакомые люди обнимались на улице, ликовали и поздравляли друг друга с Победой. С верой в мирное будущее мы поднимали страну из руин, строили планы на жизнь и надеялись, что больше никогда на нашей земле не будут слышны взрывы снарядов».

О. С. Гончарова – белоруска, хотя большую часть своей жизни прожила в Чугуеве. Среди партизан, действовавших на территории Беларуси, было около двенадцати тысяч украинцев. Они смело шли навстречу шквалам вражеского огня, совершали подвиги стойкости и мужества.

Голубое платье-клеш, сшитое мамой из парашюта, – это, пожалуй, единственный светлый эпизод за военные годы в жизни Ольги Степановны. Свои партизанские будни она вспоминала со слезами, с терзающей сердце болью.

 

Подробнее: «Была война – свистели пули...»

   

Не забываются такие в жизни дни…

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Автор: Подготовила Н. Соколюк. 10.08.2018 06:36

10 августа Чугуев отмечает 75-ю годовщину освобождения от немецко-фашистских захватчиков. Для героев нашей публикации оккупация города в годы Второй мировой войны на всю жизнь осталась как одно из самых тяжелых и болезненных воспоминаний

Борис Яковлевич Рубцов:

– Немцев я увидел 26 октября 1941 года – огромные машины спускались по дороге, идущей из Харькова. Во время оккупации нам пришлось много чего пережить. Но тяжелее всего было переносить голод. Бегали по городу, как волки, в поисках чего-нибудь съестного. Вместо одного из продуктовых магазинов в городе немцы оборудовали бойню. Так мы бегали туда и набирали кровь, чтобы хоть что-то приготовить. Собирали траву, где можно было – подрабатывали.

Напротив теперешнего магазина «Огонек» есть пятиэтажка. Во время войны во дворе этого дома стояло старое двухэтажное здание. Немцы там устроили продсклад. Как-то ночью наш бомбардировщик У-2 разбомбил его. Бомба попала точно в крышу здания, пробила все перекрытия и взорвалась в подвале. Продукты взрывом выбросило из склада: рассыпались макароны, разлетелись консервы. Мы тогда много всего понабирали, и немцы нас не прогоняли – сами кушать эти продукты они брезговали.

Но гибли люди не только от голода. Проводились аресты, расстрелы. Наших расстреливали в Золотом Яру, а евреев – рядом с мясокомбинатом. Знали мы, что в Малиновке был концлагерь, где пленные жили прямо под открытым небом…

 

Подробнее: Не забываются такие в жизни дни…

   

Помните ли Вы театр? История старой фотографии

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Автор: В. ВЕРБИЦКАЯ. 10.08.2018 06:35

Накануне Дня города в нашу редакцию с интересной информацией обратилась жительница Чугуева Ирина Сподобина. Она рассказала, что в Чугуеве в послевоенное время работал самодеятельный театр, который располагался в здании клуба на месте магазина «Огонек» по ул. Гвардейской.

В послевоенное время чувствовался особый подъем во всем – люди строились, восстанавливали разрушенное хозяйство, с оптимизмом смотрели в будущее. Телевидения тогда не было, и горожане сами устраивали себе культурную программу, находили увлечения по душе. Одним из любимых мест проведения интересного досуга для многих чугуевцев и стал «народный» театр. Его артистами были простые горожане разных профессий и возрастов, которые после рабочего дня и по выходным собирались на репетиции, общались, устраивали представления. Костюмы шили себе сами, хотя театр имел и свой фонд.

На старой фотографии, которую бережно хранит Ирина Сподобина в семейном архиве, – немая сцена из спектакля «Шельменко денщик». А в одной из главных ролей – Присеньки – ее мама Екатерина Сподобина. По специальности «актриса» была бухгалтером, но при этом имела неординарные артистические способности, прекрасную память, своей игрой на сцене вызывала восторг и аплодисменты зрителей.

К сожалению, об этом послевоенном театре нам не удалось получить более подробную информацию... Возможно, старожилы еще помнят о его существовании. Мы же (да и все наши читатели) будем рады любой интересной информации, рассказывающей об истории города и его жителей.

 

Подробнее: Помните ли Вы театр? История старой фотографии

   

Українськими стежками

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Автор: О. САБОДАШ, завідуюча відділом КЗ «Художньо-меморіальний музей І. Ю. Рєпіна». 03.08.2018 06:20

Ілля Юхимович Рєпін прожив довге, сповнене творчим натхненням життя. Його звикли називати російським художником, значно применшуючи вплив України. Але саме Україна була для Рєпіна батьківщиною. Історія України, побут її народу, її природа дали йому перші життєві враження і потім завжди хвилювали його мистецьку уяву

Враження дитинства та юності завжди найяскравіші й часто накладають відбиток на все наступне життя й діяльність людини. Провівши дитинство в Чугуєві, уже в дитячі та юнацькі роки Ілля Рєпін познайомився з побутом України, народним мистецтвом, мовою, піснею. Але лише проживаючи в Петербурзі, він з особливою силою почав відчувати свій зв’язок з рідними місцями. Йому часом навіть здавалося, що ніде в світі нічого кращого немає за Україну. Неабияку підтримку  своїм симпатіям до українського народного життя Рєпін знайшов в українському гуртку, в який він потрапив в Академії. Студенти-українці – учасники таких гуртків були міцно зв’язані з народним життям, бо самі були вихідцями з народу. Вони підтримували особисте знайомство з багатьма відомими представниками україн-ської культури як в Петербурзі, так і в Україні. Тут Рєпін знайомиться з майбутнім засновником Київської рисувальної школи М. І. Мурашком, який згодом завітає до Іллі Рєпіна в Чугуїв.

Коли в 1867 році, під час літніх канікул, Рєпін приїхав в Чугуїв, то на все оточуюче він подивився вже іншими очима. Навіть українська природа, якою він захоплювався і до переїзду в Петербург, якось несподівано і сильно вразила його своєю чарівністю. У листі до А. В. Прахова Рєпін про це пише: «До речі про колорит, тут напрочуд колоритне небо, тепер я ще й трохи звикнув, а перший час мене все це просто вражало, та і не одне небо, а все, все, навіть порох, збитий вівцями, відбиває в собі веселку. Річ, написана тут, повинна блищати своїм колоритом і вбивати все бліде, написане на півночі». В іншому місці читаємо: «…тут я вже не вперше благоговію перед величною, але тихою і спокійною красою української ночі…».

Не тільки природа приваблювала Рєпіна. В околицях Чугуєва в українському селі Тішки художник з великою зацікавленістю придивлявся до буденного життя селян, бував на сінокосі, жнивах та інших роботах. Все побачене він характеризував як «чудові, колоритні й сильні картини». А. В. Прахову Рєпін признавався, що тепер любить українців «більш, ніж будь-коли».

Навіть відвідавши стару Європу у 1872-1876 роках, де в цей час мали успіх зображення італійок, Рєпін створює портрети дівчат в українському народному костюмі. Згодом він писав В. В. Стасову: «Тільки малоросіянки і парижанки вміють зодягатися зі смаком! Ви не повірите, як чарівно зодягаються дівчата, парубки також вправно; але це зовсім не та конфектність пошла, котру вигадали Трутовський і інші. Це, дійсно, народний, зручний і граціозний одяг, незважаючи на великі чоботиська. А які дукати, намиста!! Головні пов’язки, квіти!! А які обличчя!!! А яка мова!!! Просто чарівність, чарівність, чарівність!!!».

 

Подробнее: Українськими стежками

   

ПОВІДОМЛЕННЯ

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Автор: Administrator 27.07.2018 06:07

Згідно з розпорядженням міського голови від 13 липня 2018 № 277 ХХХІV чергова сесія Чугуївської міської ради VІІ скликання відбудеться 3 серпня 2018 року о 10.00 год. в залі засідань Чугуївської міської ради з порядком денним: про надання дозволу на розробку детального плану території кварталу житлово-громадської забудови центральної частини м. Чугуєва; про внесення змін до «Програми реформування та розвитку житлово-комунального господарства м. Чугуєва на 2015-2019 роки»; про погодження Інвестиційної програми комунального підприємства «Чугуївтепло»; про реорганізацію комунального закладу охорони здоров’я «Чугуївський міський центр первинної медико-санітарної допомоги» Чугуївської міської ради Харкіської області шляхом перетворення у некомерційне комунальне підприємство «Чугуївський міський центр первинної медико-санітарної допомоги»; про  призначення стипендії обдарованим учням м. Чугуєва; про внесення змін до рішення IV сесії Чугуївської міської ради VII скликання від 29.01.2016 № 97-VII «Про затвердження структури Чугуївської міської ради та її виконавчих органів та загальної чисельності апарату міської ради, виконавчого комітету, виконавчих органів»; про відзначення Почесною грамотою Чугуївської міської ради до Дня міста; про затвердження Положення про відділ надання адміністративних послуг Чугуївської міської ради та Положення про Центр надання адміністративних послуг міста Чугуєва; про затвердження Положення про відділ державної реєстрації Чугуївської міської ради (нова редакція); про затвердження Положення про відділ енергоменеджменту та залучення інвестицій Чугуївської міської ради; про затвердження Статуту Чугуївської радіокомпанії (нова редакція); про затвердження нової редакції Положення про громадський бюджет міста Чугуєва»; про внесення змін до «Комплексної програми профілактики злочинності та правопорушень у м. Чугуєві на 2018-2020 роки»; ряд питань щодо майнових та земельних прав фізичних та юридичних осіб.

   

«Этот город, мой Чугуев, не любить нельзя…»

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Автор: Н. Соколюк. 27.07.2018 05:56

Эти стихотворные строки хорошо известны чугуевцам. Однако немногие знают, кто их автор. Согласитесь, для того чтобы написать так красиво и искренне о родном городе, нужно по-настоящему его любить

Автором слов и музыки «Чугуевского вальса» является наш земляк Александр Кузьмич Коштур. И хотя его давно уже нет рядом с нами, память об этом удивительном человеке живет в сердцах жителей Чугуева, а его вальс не только признан гимном города и звучит на официальных мероприятиях, музыкальных концертах и вечерах, но и вот уже как девятнадцать лет является бессменным позывным Чугуевской радиокомпании.

Детство Александра Кузьмича пришлось на грозные военные годы, юность – на тяжелое послевоенное время. Ему немало довелось пережить, но сам он считал себя человеком очень счастливым. Потому что рядом находились родные и близкие люди, верные друзья, а благодарные зрители готовы были встречать и провожать его аплодисментами.

Все, кто знал Александра Кузьмича, в первую очередь, запомнили его как человека творческого. Многие годы он выступал на районных и городских концертах как певец, музыкант, исполнитель собственных юмористических произведений. Как участник народного коллектива «Бояничі» он проявил себя поэтом-песенником и композитором. Как настоящий артист Александр Кузьмич умел быть на сцене разным: веселым и удалым, исполняя народные песни, хитроватым и ироничным, мастерски читая свои неповторимые юморески; серьезным и патриотичным, когда звучала его гражданская лирика.

 

Подробнее: «Этот город, мой Чугуев, не любить нельзя…»

   

Невероятно, но факт!

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Автор: Н. Вольская. 27.07.2018 05:55

Итак, знакомьтесь: история нашего города в коротких фактах и цифрах

Во второй половине XIX века в городе начались открываться приходские училища. Ученики изучали Закон Божий, церковнославянскую грамоту, чтение, письмо и арифметику. Интересно, что в таких школах сведения излагались при помощи активных методов обучения: применялись иллюстрации и наглядные пособия, проводились экскурсии. Как и в наше время, в учреждениях работали внеклассные кружки. Однако уже в начале ХХ века ситуация коренным образом изменилась. Декретом Совнаркома от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» дело воспитания и образования из духовного ведомства перешло в ведение Наркомата образования. Это означало изъятие из рук церкви всех церковно-приходских училищ, семинарий и других учебных заведений.

С 8 июня 1860 года, после отмены военных поселений, всеми делами в Чугуеве стала управлять городская дума. Для размещения структур общественного самоуправления было определено здание бывшей эскадронной школы (нынешний Дом детского и юношеского творчества). Городской голова и 33 гласных избирались горожанами на четыре года. Участвовать в выборах имели право только чугуевцы, уплачивавшие определенный размер налогов в пользу города. А вот в результате реформы местного самоуправления 1892 года избирательное право, кроме владельцев недвижимых имуществ, получили лица и учреждения, содержащие торгово-промышленные предприятия по свидетельству первой или второй гильдии. Все остальные категории избирателей были устранены от выборов; женщины также не имели права голоса.

Наиболее известным общественным деятелем начала ХХ века можно назвать городского голову Петра Лизогубова. Еще в 1873 году ему, простому крестьянину, в возрасте 29 лет удалось разбогатеть на строительных подрядах и стать гласным Чугуевской городской думы, после чего сорок лет проработать в городском самоуправлении. С 1883 по 1902 и с 1906 по 1917 годы Петр Иванович избирался городским головой. Интересно, что в 1918 году (сразу же после революции) дома, в которых он проживал вместе со своей семьей, еще не были национализированы, а позже таинственным образом все-таки оказались в собственности городского совета. Теперь в них находятся детская музыкальная школа и центральная библиотека.

Более тридцати лет в Чугуевском юнкерском училище преподавал Иннокентий Зыбин. В 1901 году он, возглавляя учебную часть училища, в обход всех инстанций подал военному министру Куропаткину доклад с описанием проблем военно-учебной отрасли и положений ее реформы, результатом чего стал созыв комиссии по ее проведению. Последовавшая в том же году сама реформа уравняла юнкерские и военные училища. Чугуевские юнкера получили собственную форму, новую программу и стали выпускаться офицерами. Завершающей формальностью этой реформы стало последовавшее через несколько лет переименование всех юнкерских училищ в военные.

Сегодняшняя коллекция икон Художественно-мемориального музея И. Е. Репина насчитывает около 150 произведений искусства. Наибольшую ценность представляют иконы, относящиеся к раннему творчеству Репина  «Иисус Христос в терновом венце», «Владимирская икона Пресвятой Богородицы» и «Воскресение Иисуса Христа». Настоящими жемчужинами музейной коллекции являются старообрядческие иконы. Кроме того, в фондах музея имеются иконы, написанные невьянскими, суздальскими и ветковскими иконописцами. Большинство из этих икон украшены киотами, которые были изготовлены чугуевскими мастерами.

 

   

Герб Чугуева: символ доблести, справедливости и мира

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Автор: Н. Соколюк. 20.07.2018 06:45

История нашего города полна тайн. Некоторые со временем перестают быть таковыми, разгадку многих же мы не узнаем никогда. Накануне Дня рождения Чугуева мы раскроем секрет, как создавались главные символы нашего города. А начнем мы с герба Чугуева

Герб Чугуева начинает свою историю с 14 марта 1752 года, когда он был закреплен как герб Чугуевского полка. Именно в этот день полк впервые получил белое знамя с изображением герба. Вид он имел несколько отличающийся от современного – щит был овальной формы и в особом фигурном обрамлении, увенчанном царской короной. Известную нам форму так называемого «французского» щита чугуевский герб получил позже, уже при Екатерине II, в ходе проводимой административно-территориальной реформы, направленной на усиление местного аппарата власти.

Герб Чугуева был утвержден 21 сентября 1781 года вместе с другими гербами Харьковского наместничества. В указе, в частности, говорилось: «Город Чугуев имеет старый герб. Это щит, разделенный на три части, в первой из которых – две сабли, положенные крестообразно в золотом поле, во второй – в красном поле три серебряные рогатые луны, а в третьей – в серебряном поле на шесте повешенная виноградная с листьями кисть». Интересен тот факт, что, в отличие от гербов других городов Харьковского наместничества, лишь Чугуеву удалось сохранить свой первоначальный герб.

Если говорить о цветах чугуевского герба, то их можно трактовать следующим образом: золото в верхнем поле – это символ богатства, справедливости и великодушия. Поскольку чугуевская земля всегда была благодатной и плодородной, ее приходилось защищать с оружием в руках, о чем на гербе свидетельствуют две скрещенные сабли. Красный цвет в среднем поле – символ храбрости, мужества и неустрашимости. Три перевернутых полумесяца на гербе обозначают побитую татарскую рать. Серебро в нижнем поле – символ чистоты помыслов и невинности. Эти символы отражают богатое историческое прошлое нашего города. Изображение же виноградной лозы с листьями и гроздью винограда на гербе напоминает о чугуевских виноградниках, которые поставляли эту вкуснейшую ягоду к царскому столу.

 

Подробнее: Герб Чугуева: символ доблести, справедливости и мира

   

JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL